Доказано, что самолет является одним из самых безопасных видов транспорта. Он способен развивать высокую скорость и за короткое время перемещать людей на длительные расстояния. Благодаря этим факторам, а также вместительности и удобству современные воздушные судна завоевывают все большую популярность.
Самолет перемещается в атмосфере благодаря силовой установке и неподвижного относительно других частей судна крыла. Кроме этих основных устройств, в конструкцию летательного аппарата входят множество других элементов: фюзеляж, оперение, шасси, система бортового оборудования (бортовая электроника) и др.
Классификация самолетов может быть дана по различным основаниям – назначению, массе, типу двигателей, конструктивным признакам, летно-техническим параметрам и др.
По своему назначению самолеты подразделяются на 2 большие группы: военные и гражданские судна. Первые предназначены для участия в военных действиях, а также для транспортировки войск и грузов военного назначения. Гражданские летательные аппараты используются для перевозки пассажиров, проведения геолого-разведочных работ, тушения пожаров, оказания срочной медицинской помощи, обучения летного состава.
Все самолеты нуждаются в регулярной проверке технического состояния. Грамотное обслуживание воздушных судов – основополагающий фактор безопасности полетов.
Техническое обслуживание осуществляется авиакомпаниями по прошествии определенного времени или установленных часов налета. Самая простая проверка (транзитная) проводится перед каждым вылетом самолета, самая сложная и трудозатратная – каждые 12 тысяч часов налета (обслуживание главных двигателей).
При проверке пассажирских лайнеров особое внимание уделяется дверям и люкам, выполняющим функцию входа и выхода (в т.ч. экстренного) пассажиров, погрузки и выгрузки багажа. Входные двери могут закрываться изнутри или снаружи. Во избежание заклинивания в случае аварии предпочтение отдается последним.
При подготовке к полету пилоты герметично закрывают двери и люки. В процессе набора высоты атмосферное давление и температура падают (каждые 12 метров уменьшают давление на 1 мм рт. ст., каждый километр снижает температуру, в среднем, на 6,5 °С). Во время полета двери прижимаются к дверному проему избыточным давлением и работают как заглушки.
Очень распространенной проблемой, возникающей при эксплуатации дверей самолетов, является примерзание уплотнительных профилей к депрессорам в условиях низких температур. На высоте 6-7 тысяч метров перепад давления составляет около 0,6-0,7 кг/см2, а температура может опускаться до -50 °С. Чтобы эти условия не повлияли на герметичность дверей, запоры должны быть прочными, а резиновые уплотнители целостными.
Для того чтобы уплотнительные профили не примерзали к депрессорам, их обрабатывают специальными морозостойкими препаратами. Одним из таких является компаунд Dow Corning 4 на основе полидиметилсиликона и инертного кремнеземного наполнителя.
Этот материал совмещает функции герметика и пластичной смазки (напоминает ее по консистенции). Он устойчив к воздействию влаги, низких температур и химических веществ.
Силиконовый компаунд Dow Corning 4 успешно применяется не только для профилактики примерзания резиновых уплотнителей дверей самолетов, но и в качестве:
- электроизолирующей и герметизирующей смазки в системах зажигания воздушных судов;
- сборочной смазки для различных сочетаний металла с пластиком и металла с резиной.
Смазка-герметик Dow Corning 4 обладает высокой диэлектрической прочностью, химической стабильностью, устойчивостью к термическому окислению. Она способна сохранять густую консистенцию при температурах от -55 °C до +200 °C, не имеет запаха и соответствует норме MIL-S-8660C.