Пластичные смазки состоят из двух основных компонентов – базового масла и загустителя. Для придания им дополнительных свойств в состав добавляют специальные присадки и/или твердые смазочные материалы.
В большинстве смазок используются мыльные загустители, представляющие собой соли жирных кислот различных металлов, например алюминия, кальция, лития и их комплексы. Именно загуститель определяет, к какой группе относится пластичная смазка.
Литиевые смазки
Литиевые смазки изготавливают на основе литиевого мыла или его комплексов.
Тип загустителя несет информацию о характеристиках, свойствах и области применения материала. Также загуститель влияет на такие параметры смазки, как механическая стабильность, водостойкость, рабочий диапазон температур, температуру каплепадения.
Первая в мире литиевая смазка была изобретена в США в 40х годах прошлого века Кларенсом Э. Эрлом. Это послужило мощным толчком к развитию индустрии смазочных материалов.
Более 70 % современных смазок – литиевые. Несмотря на то, что литиевый загуститель является одним из самых дешевых, его применение увеличивает рабочие характеристики смазок.
Литиевые мыла имеют большую водостойкость, чем натриевые материалы, лучшую термостойкость, чем кальциевые и натриевые смазки, а также они отличаются отличной механической стабильностью.
Универсальность и многофункциональность – главные преимущества литиевых смазок.
Производители смазочных материалов сегодня выпускают разнообразные литиевые смазки на основе минеральных, полусинтетических и синтетических масел с добавлением специальных присадок и/или твердосмазочных компонентов. Такие материалы – решение большого количества задач, стоящих перед промышленными предприятиями и сервисными компаниями.
Пластичные смазки на основе комплексных и простых литиевых загустителей удовлетворяют самым разнообразным требованиям и широко применяются в различных сферах деятельности (промышленность, обслуживание автомобильной и специальной техники и т.д.).
Литиевые смазки на минеральной основе
Практически все минеральные литиевые смазки работают в температурном диапазоне от -40 °С до +150 °С. Несмотря на дешевизну, минеральные смазки не уступают по характеристикам аналогичным синтетическим и полусинтетическим материалам.
Но минеральное масло несколько ограничивает область применения смазок. Например, минеральные смазки без предварительного теста на совместимость не рекомендуется применять в парах трения с резинами или пластмассами. Большинство таких конструкционных материалов набухают и разрушаются в минеральной среде.
Синтетические литиевые смазки
Большинство синтетических масел, используемых сегодня в качестве базовых, разработаны в период с 1920 по 1940 года. Они достаточно дорогие, поэтому синтетические смазки занимают малую долю от общего объема смазочных материалов.
Синтетические литиевые смазки обладают большей термостойкостью, химической и механической стабильностью, не разрушают резины и пластмассы и могут применяться практически в любых узлах.
Силиконовые смазки
Силиконовые смазки – один из видов синтетических смазок. В качестве базового компонента в них используется силиконовое масло. Такие материалы отличаются:
- высокой адгезией;
- длительным сроком службы;
- отличными водоотталкивающими свойствами;
- широким диапазоном рабочих температур;
- низким коэффициентом трения;
- безопасностью (не наносят вреда здоровью человека);
- химической стойкостью и инертностью к конструкционным материалам;
- химической стойкостью и инертностью;
- высокими диэлектрическими свойствами.
Из недостатков силиконовых смазок выделяют низкую несущую способность.
Эфирные смазки
Такие смазки производят из синтетических эфирных масел. Они подходят для узлов, работающих при высоких скоростях. Фактор скорости таких материалов равен 1300000 мм⋅об/мин и выше.
Достоинства эфирных литиевых смазок:
- не смываются водой;
- защищают от коррозии;
- долгий срок службы;
- шумопоглощение.
Полиальфаолефиновые (ПАО) смазки
ПАО-смазки – самая популярная категория синтетических литиевых смазок. Их популярность обусловлена низкой стоимостью полиальфаолефиновых масел.
Преимущества ПАО-смазок:
- низкая температура застывания;
- высокая устойчивость к окислению;
- высокие антикоррозионные свойства;
- большая вязкость;
- термостабильность;
- низкая коксуемость.
Комплексные смазки
Комплексные литиевые смазки изготавливаются с применением мыл литиевых солей азелаиновой, уксусной, адипиновой и прочих кислот.
Такие смазки схожи по характеристикам с обычными литиевыми. Исключение составляет более высокая граница рабочих температур. Комплексные смазки также отличаются более высокой устойчивостью к воздействию воды, имеют низкое маслоотделение и высокую механическую стабильность. В зависимости от базового масла, они могут работать при температурах от -50 до +230 °С.
Комплексные литиевые смазки подходят для обслуживания оборудования и механизмов в текстильной, автомобильной, станкостроительной и других отраслях промышленности.
Литиевые смазки EFELE
Пластичные литиевые смазки EFELE не уступают зарубежным материалам по свойствам и характеристикам, а по некоторым параметрам даже их превосходят.
Литиевые смазки EFELE производятся на базе минеральных и синтетических масел. Минеральные литиевые смазки EFELE MG-211 (с противозадирными присадками), EFELE MG-212 (с дисульфидом молибдена), EFELE MG-214 отлично работают при температурах -40 °С до +120 °C. При схожем наборе характеристик, они значительно дешевле аналогичных полусинтетических и синтетических продуктов.
EFELE MG-213 - пластичная смазка с противозадирными присадками. Она изготовлена на литиевом комплексе, что позволяет использовать ее при температурах до +160 °С.
EFELE SG-311 - синтетическая литиевая смазка на ПАО (полиальфаолефин) масле. Она применяется для обслуживания узлов, работающих при низких температурах до -60 °С и высоких скоростях. Смазка не разрушает эластомеры и пластмассы.
Применение литиевых смазок
Область применения литиквых смазок обширна. Они используются в подшипниках, направляющих, шарнирах, зубчатых передачах и других узлах и механизмах автомобильной и специальной техники, промышленного оборудования.
Различные присадки и твердосмазочные компоненты расширяют область применения смазок. Например, противозадирные присадки позволяют использовать материал в качестве аварийной смазки при высоком износе, а дисульфид молибдена - при высоких нагрузках и воздействии пыли.
Смазки на литиевом комплексе с присадками применяются для обслуживания узлов транспортной техники и промышленного оборудования, которые работают при высоких температурах и нагрузках.
Синтетические литиевые смазки можно использовать как в стандартных так и экстремальных условиях эксплуатации, например при низких температурах, а также при высоких скоростях. Они не нарушают целостность пластмасс и резин и широко применяются в общепромышленном оборудовании, транспортной технике и узлах трения точных приборов и механизмов.
Заключение
Вышеописанные примеры не ограничивают область применения литиевых смазок. В зависимости от требований оборудования и техники они могут решить многие задачи при обслуживании и ремонте оборудования в любых отралсях промышленности.