Существует несколько типов привода ведущего колеса на мотоциклах. В числе наиболее распространенных – карданный вал, ременной и цепной приводы.
Карданный вал практически не требует ухода, за исключением контроля уровня масла в редукторе. Однако этот тип привода обладает большим моментом инерции, за счет которого потери мощности достаточно велики – около 15-20 %. Именно поэтому карданный вал применяется, как правило, только на тяжелых туристических мотоциклах.
Ременной привод так же не требует обслуживания, обеспечивая при этом минимальные потери при передаче тяги на ведущее колесо. Однако следует избегать попадания загрязнений и камней между ремнем и шкивом, так как это может привести к его выходу из строя. Новый ремень стоит дорого из-за особых технологий производства.
Цепной привод наиболее универсален для применения в мототехнике. Цепная передача компактна и легко располагается в большинстве современных конструкций. Хорошо отрегулированная и должным образом смазанная цепь – самый эффективный способ передачи энергии (потери мощности составляют лишь около 5 %).
Срок службы цепи во многом зависит от стиля и условий езды. При эксплуатации мотоцикла по чистым дорогам, без рывков и высоких скоростей, регулярном смазывании цепи она может прослужить до 40 тыс. км (в среднем, 15-20 тыс. км).
Как показывает практика, цепь требует подтяжки после первой тысячи километров пробега мотоцикла. К концу срока службы цепи этот срок заметно уменьшается (вплоть до необходимости ежедневной подтяжки). Шум, рывки на маленькой скорости и отлетающие внешние ролики – признаки износа и скорого обрыва цепи.
Смазывать цепь рекомендуется каждые 500 км пробега, а также после мойки мотоцикла или езды в дождь. Процедуру лучше производить сразу после поездки, так как на прогретой цепи смазка распределяется равномернее. Если смазку требуется нанести накануне поездки, то после распыления следует подождать около 15 минут для лучшей адгезии.
Необходимо помнить, что в смазке нуждаются не звенья и ролики мотоциклетной цепи, а резиновые уплотнения. Это предотвращает их высыхание и преждевременное растрескивание, продлевает срок службы уплотнений, а значит, и цепи в целом. Смазка пары «ролик-ось» закладывается на заводе, а уплотнители препятствуют ее вытеканию и загрязнению.
Таким образом, смазывание цепи позволяет:
-
предотвратить ее коррозию и абразивный износ;
-
снизить потери крутящего момента при передаче от двигателя к колесу.
Если цепь сильно загрязнена, перед смазыванием ее необходимо очистить и промыть. Наносить смазку нужно осторожно, следя за тем, чтобы она попадала только на внешние части цепи и не растекалась на другие детали.
Удобнее всего использовать смазочные материалы в аэрозольной упаковке со специальными насадками, такие как Molykote MKL-N.
Этот продукт представляет собой дисперсию твердых смазочных элементов в минеральном масле, обладает отличной проникающей способностью и высокой адгезией к обрабатываемым поверхностям.
Дисперсия Molykote MKL-N идеально подходит для обслуживания цепей, открытых цепных и зубчатых передач, направляющих скольжения. Благодаря насадкам на флакон она легко достигает даже самых труднодоступных точек смазки.
Смазка Molykote MKL-N устойчива к старению и работает в диапазоне температур от -25 °C до +160 °C. Она обеспечивает намного более тихое перемещение цепи, чем другие смазочные материалы, а за счет антистатического эффекта препятствует оседанию частиц песка и пыли на цепи.