Большинство ведущих производителей грузовых автомобилей с дизельными двигателями обеспечивают их соответствие экологическим нормам Евро-4 и Евро 5 посредством внедрения системы SCR (селективное каталитическое преобразование). Основным компонентом данной системы выступает жидкость AdBlue, которая вступает в реакцию с токсичным оксидом азота, и преобразует его в безвредные углекислый газ, воду и азот.
При отсутствии в системе SCR реагента AdBlue максимально развиваемая можность двигателя таких автомобилей понижается до 60%, а при определенных условиях и до 30% от ее номинального значения.
Почему это происходит?
Эмпирические и практические исследования подтверждают данные о том, что с увеличением КПД и мощности двигателя увеличивается и количество токсичных веществ, содержащихся в выхлопных газах. На иллюстрации 1 показана следующая зависимость:
Илл. 1. Зависимость концентрации оксидов азота NOx от КПД дизельного ДВС
Руководствуясь результатами исследований можно сделать вывод о том, что для снижения уровня загрязнения окружающей среды было бы полезно производить двигатели с низкими значениями КПД, но это абсолютно бессмысленно как с экономической, так и с технической точки зрения.
В связи с этим современными производителями автомобилей был найден компромисс. Он заключается в одновременном увеличении можности двигателей автомобилей и минимизации вреда, наносимого выхлопными газами. Для этих целей и применяется система SCR с реагентом AdBlue. Поэтому, при выходе из строя узлов SCR, отсутствии жидкости AdBlue и прочих неисправностях, на таких автомобилях специальная электронная система принудительно снижает КПД двигателя и его мощность, при этом значительно понижая содержание токсичных веществ в выхлопных газах.