Антифрикционные покрытия (АФП) – это специальные материалы, которые представляют собой смазки на сухой основе. Они применяются в тех ситуациях, когда пластичные смазки и масла оказываются неэффективными. В составе антифрикционных покрытий содержатся высокодисперсные частицы твердых смазочных веществ, которые равномерно распределены в смеси связующих компонентов и растворителей. АФП отличаются низким коэффициентом трения и обеспечивают качественное смазывание поверхностей.
На российском рынке представлено множество антифрикционных покрытий, отличающихся стоимостью и производителем. Наиболее перспективным из них является АФП MODENGY 1001, изготовленное с применением гибридной технологии. Основу материала составляют твердые смазочные вещества: дисульфид молибдена и графит.
Покрытие MODENGY 1001 устойчиво к низким (до -180 °C) и высоким (до +440 °С) температурам, работает при больших скоростях и нагрузках, а также в вакуумной и радиационной средах. Это АФП обеспечивает долговременное смазывание и эффективную приработку пар трения.
MODENGY 1001 активно применяется при сервисном обслуживании зубчатых и цепных передач, резьбовых соединений и ходовых винтов, направляющих и подшипников скольжения. АФП MODENGY пользуется особой популярностью в горной и цементной индустрии.
Перед нанесением покрытия поверхность необходимо очистить и обезжирить. При комнатной температуре материал полностью полимеризуется в течение двух часов. После отверждения образуется прочная смазочная пленка, которая предотвращает налипание пыли и абразивных частиц.
АФП прошла испытания при обслуживании сельскохозяйственной техники. Комбайны, тракторы и другая отраслевая спецтехника работает в условиях высокой запыленности. Поэтому узлы машин постоянно загрязняются, что приводит к их преждевременному износу. Пластичные смазки при таких условиях лишь усугубляют ситуацию, так как способствуют налипанию грязи и тем самым усиливают разрушение трущихся поверхностей.
В рамках тестирования было проведено обслуживание цепных приводов комбайна. Один из них обрабатывался антифрикционным покрытием, а другой – обычной пластичной смазкой на литиевой основе. Через час эксплуатации машины сравнили результаты.
Илл. 1. Цепная передача комбайна, обработанная антифрикционным покрытием
Илл. 2. Цепная передача комбайна с пластичной смазкой на литиевой основе
На снимках видно, что звездочки и цепь, смазанные сухим покрытием, остались чистыми (илл. 1), а на поверхностях с литиевой смазкой (илл. 2) скопились абразивные частицы и пыль.
По итогам испытаний для обслуживания узлов сельскохозяйственной техники было рекомендовано применять антифрикционное покрытие. MODENGY 1001 в два-три раза снижает износ пар трения, успешно заменяет многие смазочные материалы и сокращает затраты на замену открытых узлов уборочных сельскохозяйственных машин (шестерней, цепей, звездочек и др.).