Рыболовная катушка – один из самых необходимых и распространенных аксессуаров в арсенале рыбака. Выделяют мультипликаторные, безынерционные и простые инерционные катушки. Они различаются по размеру и конструкционным особенностям и изготавливаются из различных материалов.
Для обеспечения плавного и тихого хода всех механизмов необходимо регулярное обслуживание, которое нужно проводить 1-2 раза в сезон в зависимости от условий и частоты использования катушки.
Что входит в обслуживание катушки?
Обслуживание представляет собой чистку и смазывание узлов. Чистка – самый легкий этап, для которого не требуется специальных навыков или материалов.
Процесс смазывания сложнее. Во-первых, выбор смазочного материала для неопытного человека – сложная задача, так как современный рынок предлагает множество различных смазок. Они отличаются друг от друга составом, свойствами, консистенцией и ценой. Во-вторых, смазывание вызывает трудности ввиду сложности устройства катушки.
Поэтому дорогую катушку лучше всего отдать специалисту, который быстро и грамотно произведет обслуживание. Но для устройств нижней и средней ценовых категорий это невыгодно.
Сам по себе процесс обслуживания катушки несложен, с ним вполне может справиться даже любитель. Для этого нужен набор отверток, гаечных ключей, смазка, терпение и внимание.
Как выбрать смазку для рыболовных катушек?
Перед выбором смазки необходимо знать, как устроена катушка и в каких условиях она эксплуатируется.
Работает она при температурах от -50 °С до +60 °С под воздействием факторов окружающей среды в зависимости от времени года. С учетом нагрева механизмов вследствие трения механизмов при ловле крупной рыбы температура отдельных пар трения может достигать +100 °С и выше. Также нужно учитывать, что подшипники и шестерни вращаются при высоких и очень высоких скоростях. В таких условиях смазка не должна выдавливаться под действием центробежных сил.
Даже при аккуратном обслуживании и хорошей герметичность корпуса катушки смазка может попасть на шнур или леску. Характерный нефтяной запах большинства смазочных материалов отпугнет рыбу, поэтому нужно использовать составы без запаха.
Детали катушек изготавливают как из металлов, так и из пластиков и резин. Некоторые из них маленького размера и расположены в труднодоступных для смазывания местах. К тому же, смазочный материал должен быть совместим с пластмассами и резинами. В противном случае смазка разрушит такие детали.
Рабочего ресурса смазки должно хватать для обеспечения надежной работы катушки в течение одного сезона.
Таким образом, к смазке для рыболовных катушек можно предъявить следующие требования:
- рабочие температуры не ниже -50 °С…+100 °С;
- высокая несущая способность;
- высокая адгезия;
- устойчивость к смыванию водой и влагостойкость;
- высокие антикоррозионные свойства;
- совместимость с резинами и пластмассами;
- большой рабочий ресурс;
- отсутствие запаха.
Данный список показывает, что традиционные смазки предъявляемым требованиям не удовлетворяют в полном объеме.
Для обслуживания рыболовных катушек следует применять специализированные материалы, выпускаемые в виде пластичных или жидких смазок. При этом важно следовать указаниям производителя. Например, смазка для шестерен главной передачи не всегда подходит для подшипников, а смазка для металлических поверхностей со временем разрушает пластиковые детали.
Жидкие масла смазывают лучше, но в условиях высоких нагрузок они малоэффективны, поэтому обслуживание катушки придется производить чаще.
Поэтому возникает необходимость в применении сразу нескольких видов смазки. Для подшипников – жидкое масло, для ролика лесоукладчика – смазка без запаха, для главной передачи – густая пластичная смазка и т.д.
Лучшее средство для смазки рыболовных катушек
Смазка для рыболовных катушек EFELE – наиболее универсальное решение для обслуживания катушек. Она изготовлена из синтетического (ПАО) масла и литиевого мыла со специальным пакетом присадок. Смазка подходит для любых узлов любых типов катушек.
Благодаря удобному пластиковому дозатору она легко наносится в нужных количествах. Поэтому одной упаковки смазки хватает на обслуживание 10 катушек.
Преимущества смазки EFELE:
- совместима с эластомерами и пластмассами;
- подходит как для зимней рыбалки при температуре до -50 °С, так и для летней;
- без запаха;
- большой рабочий ресурс;
- работает при высоких нагрузках, во влажной среде, высоких температурах;
- хорошо удерживается в зонах трения;
- подходит для обслуживания любых узлов рыболовных катушек.
Порядок разбора катушки
Рассмотрим порядок разбора и смазывания на примере безынерционной катушки с передним фрикционом.
- Отвинчиваем винт рукоятки и извлекаем ее из катушки.
- Отвинчиваем регулятор фрикциона, снимаем шпулю.
- Снимаем шайбы, находящиеся на штоке под шпулей.
- Снимаем ротор катушки. Он крепится гайкой с обратной резьбой на втулке, поэтому нам понадобится торцевая головка нужного размера.
- Откручиваем винт защитной крышки на роторе. Там установлен толкатель, возвращающий лесоукладчик в исходное положение при подмотке лески. Его также рекомендуется смазать и установить крышку на место.
- Откручиваем винт лесоукладчика, который установлен на роторе, разбираем ролик. Он держится либо на втулках, либо на подшипниках. Производим смазывание роликов, втулок, подшипников и собираем обратно.
- Разбираем механизм регулятора обратного хода, для чего выкручиваем винт крепления рычага и винты крепления подшипника.
- Извлекаем пластиковый ролик с пружиной, втулку с подшипником и рычаг.
- Откручиваем винты, на которых держится крышка корпуса катушки.
- Аккуратно извлекаем из корпуса главную шестерню и подвижный шток, затем ведомую шестерню и подшипник рукоятки.
Небольшой совет. Все извлеченные детали рекомендуется укладывать в порядке, котором разбиралась катушка. Это упрости дальнейшую сборку.
Обслуживание катушки
Смазываем каждый узел и устанавливаем на место в обратном порядке. Смазка закладывается в подшипники, тонким слоем наносится на шестерни, шток и втулки. Перед сборкой корпуса рекомендуется смазать пружину переключателя механизма обратного хода.
Затем фиксируем подшипник втулки винтами, закрепляем смазанный рычаг механизма переключателя обратного хода. Надеваем на втулку пластиковый ролик с пружинкой. Посадочную поверхность ролика и пружину также нужно смазать.
Закрепляем ротор со смазанным толкателем и лескоукладчиком гайкой с обратным ходом на втулке. Ставим звездочку и шайбу фрикциона на шток.
Возвращаем шпулю на место и крепим ее регулятором фрикциона. Собираем рукоятку.
На этом обслуживание катушки завершено.
Если процедура смазывания проведена правильно, катушка будет вращаться легче, без посторонних звуков.
Заключение
Каждый вид рыболовных катушек обладает индивидуальной конструкцией и разным количеством подшипников. Их детали изготавливаются из различных конструкционных материалов (металл, пластмасса, эластомеры). Но последовательность смазки от этого не меняется: выбор смазки – разборка катушки – очистка – смазка и сборка – проверка работоспособности.
Ухоженная катушка никогда не подведет, будет работать долго в любое время года, а сама рыбалка доставил вам много положительных эмоций.